Пятница, 26.04.2024, 17:18
"ЛОГОПЕДиЯ" сайт учителя-логопеда Хасановой Альфии
Разработчики сайта приветствуют жюри конкурса "Лучший образовательный сайт-2016"

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Мой профиль | Выход

 Развиваем речь у детей 5 лет

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Друзья сайта
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    По норме - обычно в этом возрасте мы слышим уже не младенческий лепет, а довольно осознанную детскую речь. Запас слов ребенка уже достаточно велик для того, чтобы он мог строить правильные фразы, рассуждать на отвлеченные темы. Теперь уже беседа с ребенком не ограничивается тем, что он видит возле себя, его интересуют самые разные темы, на которые ребенок стремится поговорить со взрослыми и сверстниками. У детей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение.  Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш, ж, р, р', л, л'. Это норма, не стоит беспокоиться, идет становление речи, а в 5 лет – звукопроизношение  детей должно стать чистым . Но в этой группе есть и  дети с задержкой речевого и психического развития, родителям которых нужно уже сейчас принимать необходимые меры для развития речи. И об этом я хотела бы сказать конкретнее.

    Как развивать речь у детей 4-5 лет?  Для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

    Очень часто дети, которые плохо говорят, для своего возраста, ещё и плохо едят, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе – это говорит о слабости челюстной мышцы, которая играет немалую роль в произношении звуков. Поэтому, обязательно заставляйте ребёнка жевать овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

    Чтобы развить мышцы – научите ребёнка полоскать рот, надувать щёки и перекатывать воздух из одной щеки в другую. Существует специальная артикуляционная гимнастика – гимнастика, которая тренирует мышцы языка и губ;  гимнастика, которая готовит базу для чистого звукопроизношения.

    Не забывайте развивать и мелкую моторику. Каждый малыш должен как можно больше работать своими пальчиками. Пусть малыш сам застёгивает пуговицы, зашнуровывает обувь, засучивает рукава.  Очень полезно лепить.

    Многие мамы не доверяют ребёнку ножницы. Но если в кольца ножниц просунуть пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
    Как развивать связную речь, обогащать словарь?

    Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду.
    Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

    Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

    Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть: - четкой, неторопливой; - доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями; - грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

    Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Об этом вам конкретнее расскажет врач- психиатр из ПМПК. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.  Главная роль в коррекции речи ребенка  принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития ребенка  и психологический климат в семье.

    Игры на развитие связной речи, обогащение словаря.

    Игра "Наоборот”                                                                                                                                

     Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).                                                 

    Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди "Прощальная игра”:

    - Нам с тобой пришёл черёд                                                                                                                           

     - Сыграть в игру "Наоборот”.                                                                                                       

     - Скажу я слово "высоко”, а ты ответишь … ("низко”).                                                               

    - Скажу я слово "далеко”, а ты ответишь … ("близко”).                                                          

     - Скажу я слово "потолок”, а ты ответишь ("пол”).                                                                     

     - Скажу я слово "потерял”, а скажешь ты ("нашёл”)!                                                                

      - Скажу тебе я слово "трус”, ответишь ты … ("храбрец”).                                                        

      - Теперь "начало” я скажу – ну, отвечай, … ("конец”).

    Игровое упражнение "Закончи фразу”.

    Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).                                                                                                                                                     

     - Сахар сладкий, а лимон … .                                                                                                                                      

     - Луна видна ночью, а солнце … .                                                                                                            

     - Огонь горячий, а лёд … .                                                                                                                                            

    - Река широкая, а ручей … .                                                                                                                                

     - Камень тяжёлый, а пух … .

    Игровое упражнение "Скажи по-другому”.                                                                                            

    Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).                  

     "У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (Печальный, расстроенный). Слова "печальный, грустный и расстроенный” - это слова – приятели.

    Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.                                                                                                                                 

    Какое слово повторилось два раза? (идёт)                                                                                                 

    Что значит "дождь идёт”? Скажи по-другому.                                                                                                                             

    Что значит "мальчик идёт”? Скажи по-другому.                                                                                                       

    Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

    Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:                                                     

     - Чистый воздух (свежий воздух).                                                                                                                                    

    - Чистая вода (прозрачная вода).                                                                                                                                       

     - Чистая посуда (вымытая посуда).                                                                                                                    

    - Самолёт сел (приземлился).                                                                                                                   

    - Солнце село (зашло).                                                                                                                                  

     - Река бежит (течёт, струится).                                                                                                                

    - Мальчик бежит (мчится, несётся).                                                                                                                           

     - Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный). Очень маленький (малюсенький).

    Игра "Какой предмет?”

    Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

    Содержание игры заключается в следующем: показать картинку или предмет либо назвать слово и задать вопрос: "Какой?” 

    Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

    Что бывает? 

    Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать. Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

    - Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …                                                                                     

    - Красное – платье, яблоко, знамя,

    Игровое упражнение "Если бы…”

    Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.                            

    Предлагаем детям пофантазировать на такие темы, как:                                                         

    - "Если бы я был волшебником, то …”                                                                                                     

     - "Если бы я стал невидимым…”                                                                                                       

    - "Если весна не наступит никогда…”

    Всегда под рукой
    Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

    Семейное ток-шоу
    Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?"