Среда, 24.04.2024, 16:55
"ЛОГОПЕДиЯ" сайт учителя-логопеда Хасановой Альфии
Разработчики сайта приветствуют жюри конкурса "Лучший образовательный сайт-2016"

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS | Мой профиль | Выход

 Артикуляционный комплекс для звуков Р, Л

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Друзья сайта
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Комплекс артикуляционных упражнений
    для звуков  Л, Л', P, Р'

    «Наказать непослушный язычок» («Месим тесто»)
    Цель. 
    Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
    Описание.
    Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти, десяти.
    Внимание! 
    1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 
    2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 
    3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

    «Блинчик» («Сделать язык широким», «Лопаточка»)
    Цель. 
    Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
    Описание. 
    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти, десяти.
    Внимание! 
    1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 
    2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 
    3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу. 
    4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

    «Чьи зубы чище?»
    Цель. 
    Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
    Описание. 
    Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
    Внимание! 
    1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 
    2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 
    3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    «Вкусное варенье»
    Цель. 
    Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
    Описание. 
    Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
    Внимание! 
    1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 
    2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 
    3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

    «Грибок»
    Цель. 
    Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку). 
    Описание. 
    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
    Внимание! 
    1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 
    2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. 
    3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

    «Маляр»
    Цель. 
    Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. 
    Описание. 
    Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, совершая языком движения вперед-назад. 
    Внимание! 
    1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 
    2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

    «Пароход гудит»
    Цель. 
    Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
    Описание. 
    Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
    Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

    «Индюк»
    Цель. 
    Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
    Описание. 
    Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится "бл-бл-…"

    Внимание! 
    1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 
    2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 
    3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    «Лошадка»
    Цель. 
    Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
    Описание. 
    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
    Внимание! 
    1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 
    2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 
    3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

    «Барабанщики»
    Цель. 
    Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. 
    Описание. 
    Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звукdd-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять темп. 
    Внимание! 
    1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 
    2. Следить, чтобы звук d носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 
    3. Кончик языка не должен подворачиваться. 
    4. Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.